В этом году он был действительно межрегиональным – в нем приняли участие юные изобретатели из Йошкар-Олы, Казани, Чебоксар, Нижнего Новгорода, Перми, Москвы, Зеленограда, Великих Лук, Бердянска и других – всего около 20 городов со всей России и более 30 образовательных организаций.
На конкурс было подано 70 заявок от учеников 1-2 классов и их педагогов с изобретательскими решениями. До финала добрались 44 самых лучших, самых полезных, самых креативных и самых нестандартных изобретения.
Изобретатели - дети, защита проектов - как у взрослых
Конкурс в этом году проходил в очно-заочном формате. И пока юные изобретатели из Йошкар-Олы погружались в веселую научную атмосферу с учеными из «Шоу профессора Николя» и собирались с духом перед защитой своих проектов, жюри оценивало видеопрезентации участников из других городов.
И уже после развлекательной программы началось серьезное дело – защита проектов, которые поражали своим разнообразием. На суд жюри ребята представили множество креативных идей – игрушки, настольные игры, велосипед, кукла-пенал, поднос-самонос, лего-чехол для телефона, система «умный дом» и многое другое – все, что ребята посчитали полезным и нужным.
Членам жюри пришлось нелегко – ведь ребята представили прекрасные идеи и предметы, предназначенные не только для развлечений, но и облегчающие жизнь, сохраняющие здоровье, поднимающие настроение. Причем не только в теории. Ребята принесли с собой макеты и прототипы своих изобретений. Да и выступления юных изобретателей были интересными, эмоциональными и уверенными.
Изобретения оценивались в семи номинациях:
- «Первооткрыватель» – за новизну изобретения,
- «Пытливый ум» – за креативность изобретения,
- «Доброе сердце» – за полезность изобретения,
- «Мастер слова» – за лучшее выступление,
- «Золотые руки» – за изобретения, сделанные своими руками,
- «В ногу со временем» – за актуальность изобретения.
- «Гость из будущего» – за самое высокотехнологичное изобретение.
- Теорию решения изобретательских задач разработал отечественный исследователь, инженер-изобретатель, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер еще в середине ХХ века. И только в 90-е годы прошлого века эта методика стала интегрироваться в процесс общего и дополнительного образования. Сейчас, в эпоху стремительно развивающихся технологий, навык изобретательства как никогда важен и нужен школьникам. Ведь им предстоит строить будущее нашей страны. Но такой навык не появляется просто так, из ниоткуда. Его нужно растить с самого младшего школьного возраста, когда ребенок открыт для знаний и впитывает их как губка, - рассказала руководитель АНО «Волонтеры просвещения» Марина Бойтуш.
ПЕРЕД ОБУЧЕНИЕМ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ - НАУЧИТЬСЯ САМОМУ
Именно благодаря «Волонтерам просвещения» и состоялся этот конкурс. Ведь изобретателем стать непросто, особенно в таком юном возрасте. Нужна специальная подготовка, особые знания. А чтобы научить чему-то – надо хорошо уметь делать это самому. Тем более, если речь идет о такой сфере деятельности, как развитие творческого потенциала ребенка. Поэтому педагоги, даже самые заслуженные, должны сначала сами освоить методику ТРИЗ, а уже потом нести свет изобретательства детям. Поэтому совместно с МарГУ «Волонтеры просвещения» уже несколько лет проводят курсы повышения квалификации педагогов со всей России по дополнительной профессиональной образовательной программе «Экспериментальная деятельность младших школьников на основе ТРИЗ».
И уже после того, как ТРИЗ-педагоги проведут для своих учеников мастер-классы, на которых научат не бояться проблем, а решать их с помощью нестандартных идей, юные изобретатели принимают участие в Межрегиональном детском конкурсе «Давайте изобретать!».
Конечно же, никто из конкурсантов не ушел побежденным – ведь все идеи были интересными, креативными и полезными. Такие конкурсы дают юным изобретателям желание придумывать еще больше прекрасных вещей, которые в будущем изменят к лучшему жизнь людей.