Тризологика

Учиться учить – нелегкий, но благодарный труд

Чтобы научить чему-то – надо хорошо уметь делать это самому. Тем более, если речь идет о такой сфере деятельности, как развитие творческого потенциала ребенка.
Поэтому педагоги, даже самые заслуженные, должны сначала сами освоить методику ТРИЗ, а уже потом нести свет изобретательства детям.

Именно для этого в Марийском государственном университете при содействии и поддержке АНО ДО «Волонтеры просвещения» провели курсы повышения квалификации педагогов по дополнительной профессиональной образовательной программе «Экспериментальная деятельность младших школьников на основе ТРИЗ».
Курсы проводились с 12 апреля по 27 мая. Лекции проводила Галина Владимировна Терехова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Челябинска.
Очень здорово, что современные технологии позволяют проводить занятия из любой точки страны, ведь в числе 25 педагогов, которые повышали свою квалификацию, были учителя не только из Марий Эл, но и из Липецкой и Воронежской областей, а также из Крыма. И география ТРИЗ в будущем будет еще расширяться.
Будущие педагоги, кстати, тоже не остались в стороне. Помимо основной учебы в университете 9 студентов МарГУ и одна студентка из Крыма с удовольствием присоединились к курсам, понимая, что у ТРИЗ великолепные дальнейшие перспективы.
Галина Владимировна познакомила слушателей курса с общей характеристикой особой образовательной среды «Город изобретателей» и с решением проблем при организации исследовательской деятельности младших школьников. Была тщательно рассмотрена и технология решения творческих задач. Большой интерес у слушателей курсов вызвало моделирование экспериментальной деятельности детей посредством лабораторного программно-аппаратного комплекса в цифровом сопровождении. Полезным и эффективным в ходе курсов было проведение практических работ с карточками признаков, составлением копилок объектов и их оцениванием с помощью «изобретометра». В программе курсов мелочей нет – было изучено много игр и игровых упражнений на развитие внимания, памяти, воображения и освоение инструментов ТРИЗ, которые будут интересны младшим школьникам.
Основы ТРИЗ, в которыми слушатели курсов познакомились в процессе лекций – это далеко не все, чему педагоги научились за эти интенсивные 6 недель. Теперь они смогут самостоятельно планировать и разрабатывать занятия с детьми на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и общей теории сильного мышления (ОТСМ). А сотрудники АНО ДО «Волонтеры просвещения» и Федеральной инновационной площадки на базе МарГУ всячески поддерживали и помогали освоить новые знания.
Но вернемся к современным технологиям – курсы, как мы уже говорили, проводились дистанционно. Но это нисколько не повлияло на качество проводимых лекций. Во время занятий между Галиной Владимировной, которая выходила на связь из Челябинска, и слушателями курсов всегда был активный диалог, а занятия были насыщены актуальной информацией из области педагогики и психологии. В лекции было включено много доступного методического материала, который пригодится всем педагогам на будущих занятиях. Слушатели курсов не только получили большой объем информации по практическим вопросам организации работы занятий на основе ТРИЗ с младшими школьниками, определение содержания и научно-методического обеспечения процесса обучения и развития в рамках дополнительного образования, но и познакомились с имеющимся опытом успешного решения данной проблемы в других регионах России.
Конечно, чтобы курсы прошли на высоком уровне, была проведена колоссальная организационная работа. ФИП и АНО ДО «Волонтеры просвещения» при организации курсов сделали акцент на возможность сотрудничать с единомышленниками, реализовать свой потенциал в рамках изучения заявленных тем. Ведь в конце курса всех педагогов ждала командная работа – им необходимо разработать и представить свой мастер-класс по определенной теме, объединившись в несколько групп. И все удалось! Курс получился очень информативным и меняющим мышление как педагогов, так и будущих ТРИЗобретателей.
В этом году к дополнительной профессиональной образовательной программе «Экспериментальная деятельность младших школьников на основе ТРИЗ» присоединились 11 новых учебных заведений. Среди них:

· МБОУ СОШ №27 г. Йошкар-Олы,

· МБОУ СОШ № 15 г. Йошкар-Олы,

· ГБОУ РМЭ «Лицей им. М.В.Ломоносова»,

· Медведевская СОШ № 4,

· МБОУ Гимназия №14 г. Йошкар-Олы,

· МОУ Лицей №11 им Т. И. Александровой,

· МБОУ СОШ №19 г. Йошкар-Олы,

· Образовательный комплекс «Школа № 29 г. Йошкар-Олы» им. Героя Российской Федерации Д.Э. Шаймарданова,

· МАОУ СШ №55 г.Липецка «Лингвист»,

· МОУ Сернурская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Н. А. Заболоцкого,

· МОДО «Станция юных техников г. Козьмодемьянска».
А напоследок – отзыв одной из слушательниц курса, который характеризует всю колоссальную работу, проделанную «Волонтерами просвещения»: «Очень понравилось содержание курса: познавательно, наглядно и доступно. Все лекции и мастер-классы были информативные, интересные, многие советы и рекомендации с удовольствием использую в своей работе. Получила большое удовольствие, буду рекомендовать коллегам».
В планах – проводить такие курсы ежегодно. И уже в апреле 2024 года для всех заинтересованных «Волонтеры просвещения» снова откроют двери для знаний. Напомним, курсы идут дистанционно и повысить свою квалификацию и овладеть методикой преподавания ТРИЗ могут педагоги из всех школ России. Присоединяйтесь, мы вас ждем!
Made on
Tilda