Тризологика

Чемоданчик изобретателя, или как приборы помогут познать окружающий мир

Обучение ТРИЗ – штука непростая. И без наглядных пособий и ученикам, и педагогам придется нелегко. Ведь объяснить словами «на пальцах» какое-то физическое явление просто невозможно! Именно поэтому «Волонтеры просвещения» разработали для проведения мастер-классов компактные ТРИЗ-лаборатории.
Успешная апробация ТРИЗ-лабораторий прошла в нескольких школах Марий Эл. Наш учебно-лабораторный комплекс помогает сформировать у юных школьников научную картину мира, а также получить личный практический опыт. Работа в ТРИЗ-лаборатории построена на основе двух видов экспериментов: исследовательского и изобретательского. Первый направлен на исследование объектов окружающего мира, второй – на использование полученных в исследовательском эксперименте знаний для решения конкретных проблем.

На занятиях в ТРИЗ-лаборатории ребята получат возможность окунуться в мир науки и познакомиться с первыми физическими явлениями через «молекулы», главных персонажей лаборатории; провести собственные эксперименты и получить свои первые изобретательские решения.

Итак, что же входит в наши волшебные оранжевые чемоданчики, которые открывают юным изобретателям путь в страну знаний?
В маленьком чемодане скрывается целый комплекс:
· беспроводной автономный измерительный прибор со встроенными датчиками,
· лабораторный набор юного изобретателя, в который входят емкости, материалы, инструменты, вещества, приборы и вспомогательные предметы.
Кроме того, к чемоданчику прикреплено приложение Trizologika, которое содержит в себе 3 раздела – библиотека, опыты и задачи. В них содержатся 60 библиотечных тем, 80 самостоятельных опытов и 75 изобретательских задач.

В цифровую лабораторию входят 12 модулей-станций. Каждый модуль посвящен различным физическим явлениям. При проведении опытов школьники измеряют физические величины при помощи датчика-палочки и приложения, в которое передается информация о том, как ведут себя в разных состояниях молекулы, которых юные исследователи видят в виде маленьких человечков.
«Волонтеры просвещения» уже провели ознакомительные мастер-классы в десяти школах республики, показав работу ТРИЗ-лаборатории директорам и ведущим педагогам образовательных учреждений. Представители школ смогли убедиться, что наш уникальный учебно-лабораторный комплекс помогает сформировать у юных школьников научную картину мира и получить личный практический опыт. Работа в ТРИЗ-лаборатории построена на основе двух видов экспериментов: исследовательского и изобретательского. Первый направлен на исследование объектов окружающего мира, второй – на использование полученных в исследовательском эксперименте знаний для решения конкретных проблем.

Для того, чтобы протестировать курс «Тризологика» и ТРИЗ-лабораторию, в апреле – мае прошлого года «Волонтеры просвещения» провели занятия научного кружка «Давайте изобретать» в пяти школах республики – в йошкар-олинских школах №27, Лицее им. М.В. Ломоносова, во Дворце творчества детей и молодежи, в куженерской школе №2 и на Станции юных техников Козьмодемьянска.
В начале работы во всех школах для чистоты эксперимента «Волонтеры просвещения» провели диагностику исследовательских компетенций и изобретательского мышления младших школьников, которая позволила определить уровень креативности, сформированности познавательных и изобретательских способностей, отношение к исследовательской деятельности.

В ходе мастер-классов младшие школьники с помощью учебно-лабораторного комплекса исследовали объекты окружающего мира и учились решать конкретные проблемы. Например, ребята убедились, что температура снега сохраняется во все время плавления, и что мороженое под шубой тает медленней, чем на открытом воздухе в комнате. И после этого смогли придумать способы, с помощью которых сохранили температуру объекта без термоса и холодильника.
Учителя, участвовавшие в эксперименте, отметили эффективность ТРИЗ-лаборатории. Член рабочей группы по реализации проекта, учитель начальных классов Татьяна Николаевна Яргина отметила, что детям нравилось проводить опыты, создавать копилки объектов и оценивать их с помощью изобретометра.

«Мне, как учителю, видно, что у детей проявляется творческий подход к любому делу. Формируется привычка интересоваться природными явлениями; тем, как устроены вещи и предметы; как протекают процессы, а также сравнивать, сопоставлять, задавать вопросы и предлагать разные варианты ответов», – отметила Татьяна Николаевна.

А педагог дополнительного образования Ксения Александровна Карачарскова рассказала, что работа с учебно-лабораторным комплексом стала отличным опытом не только для детей, но и для педагога, и отметила практико-ориентированный подход в изучении курса «Тризологика».
Made on
Tilda