28 марта 2024 года АНО ДО «Волонтеры просвещения» провели второй республиканский конкурс на «Лучшее изобретательское решение», в которых приняли участие 280 школьников.
Этот конкурс – логическое завершение большого цикла деятельности федеральной инновационной площадки «Апробация и внедрение модели повышения квалификации педагогов по развитию изобретательского мышления младших школьников средствами инновационного учебно-лабораторного комплекса по ТРИЗ-технологиям в образовательном пространстве школ».
С сентября по декабрь 2023 года педагоги из школ Марий Эл и города Липецка провели в своих образовательных учреждениях мастер-классы в рамках образовательной творческой среды «Тризологика» для развития изобретательского мышления и исследовательских компетенций младших школьников. Кроме профессиональных педагогов, к работе над проведением мастер-классов были привлечены и педагоги будущие – студенты Марийского государственного университета с удовольствием занимались с младшими школьниками.
С сентября по декабрь 2023 года педагоги из школ Марий Эл и города Липецка провели в своих образовательных учреждениях мастер-классы в рамках образовательной творческой среды «Тризологика» для развития изобретательского мышления и исследовательских компетенций младших школьников. Кроме профессиональных педагогов, к работе над проведением мастер-классов были привлечены и педагоги будущие – студенты Марийского государственного университета с удовольствием занимались с младшими школьниками.
Мастер-классы проводились в следующих образовательных организациях:
1. МБОУ «СОШ №27 г. Йошкар-Олы»,
2. МБОУ «СОШ № 15 г. Йошкар-Олы»,
3. ГБОУ РМЭ «Лицей им. М.В.Ломоносова»,
4. МБОУ «Медведевская СОШ № 4»,
5. МБОУ «Гимназия №14 г. Йошкар-Олы»,
6. МОУ «Лицей №11 им Т. И. Александровой»,
7. МБОУ «СОШ №19 г. Йошкар-Олы»,
8. Образовательный комплекс «Школа № 29 г. Йошкар-Олы» им. Героя Российской Федерации Д.Э. Шаймарданова»,
9. МАОУ «СШ №55 г.Липецка «Лингвист»,
10. МОУ «Сернурская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Н. А. Заболоцкого»,
11. МОДО «Станция юных техников г. Козьмодемьянска».
Мастер-классы по порядку, с первого по десятый, постепенно открывали детям новый, неизведанный, но такой увлекательный мир.
1. МБОУ «СОШ №27 г. Йошкар-Олы»,
2. МБОУ «СОШ № 15 г. Йошкар-Олы»,
3. ГБОУ РМЭ «Лицей им. М.В.Ломоносова»,
4. МБОУ «Медведевская СОШ № 4»,
5. МБОУ «Гимназия №14 г. Йошкар-Олы»,
6. МОУ «Лицей №11 им Т. И. Александровой»,
7. МБОУ «СОШ №19 г. Йошкар-Олы»,
8. Образовательный комплекс «Школа № 29 г. Йошкар-Олы» им. Героя Российской Федерации Д.Э. Шаймарданова»,
9. МАОУ «СШ №55 г.Липецка «Лингвист»,
10. МОУ «Сернурская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Н. А. Заболоцкого»,
11. МОДО «Станция юных техников г. Козьмодемьянска».
Мастер-классы по порядку, с первого по десятый, постепенно открывали детям новый, неизведанный, но такой увлекательный мир.
На занятиях дети познакомились с методами решения нестандартных задач и придумали свои первые изобретательские решения. Конечно же, самый большой интерес у них вызвали практические работы. Там школьники изучали карточки признаков, составляли копилки объектов и оценивали их с помощью «изобретометра». Кроме того, все мастер-классы были наполнены играми и упражнениями на развитие внимания, памяти, воображения для лучшего освоения инструментов ТРИЗ.
Всего в учебных организациях было проведено 10 мастер-классов:
«Мир изобретений»,
«Мы играем весело и познавательно!»,
«Измеряем изобретение»,
«Приёмы фантазирования»,
«Мы – фантазёры»
«Ты и я – партнеры»,
«Как научить двигаться неподвижные предметы»,
«Решаем с маленькими человечками»,
«Решаем проблемы»,
«Жить, изобретая, интересней!»
Дети с горящими глазами погружались в мир науки. На занятиях они не просто слушали педагога, а сами рассуждали, думали, изобретали новое. Юные изобретатели придумывали необычные ручки, оригинальные чашки, полезные игрушки и многое другое. Ребята не только отвечали на вопросы наставников, но и задавали их сами, пытаясь вникнуть в суть окружающих их вещей. А домашние задания стали не тягостной обязанностью, а новым увлечением. Такая вовлеченность ребят говорит о необходимости продолжения работы среди школьников, пока их мозг, как губка, впитывает все новое и способен выдать нестандартные решения.
«Мир изобретений»,
«Мы играем весело и познавательно!»,
«Измеряем изобретение»,
«Приёмы фантазирования»,
«Мы – фантазёры»
«Ты и я – партнеры»,
«Как научить двигаться неподвижные предметы»,
«Решаем с маленькими человечками»,
«Решаем проблемы»,
«Жить, изобретая, интересней!»
Дети с горящими глазами погружались в мир науки. На занятиях они не просто слушали педагога, а сами рассуждали, думали, изобретали новое. Юные изобретатели придумывали необычные ручки, оригинальные чашки, полезные игрушки и многое другое. Ребята не только отвечали на вопросы наставников, но и задавали их сами, пытаясь вникнуть в суть окружающих их вещей. А домашние задания стали не тягостной обязанностью, а новым увлечением. Такая вовлеченность ребят говорит о необходимости продолжения работы среди школьников, пока их мозг, как губка, впитывает все новое и способен выдать нестандартные решения.
Обучая детей, педагоги учатся и сами. Поэтому «Волонтеры просвещения» приветствуют участие в проекте будущих педагогов системы начального общего образования – студентов МарГУ. Проводя занятия в школе с применением технологии ТРИЗ, студенты приобретают не только определенные профессиональные компетенции, связанные с реализацией проекта, но и получают опыт работы с детьми младшего школьного возраста. Это дает студентам навык «вхождения» в избранную профессию. Например, студентки 2 курса профиля подготовки «Образование в начальной школе» Анастасия Ворошилова и Ева Липатникова отметили, что им, как новичкам в педагогическом ремесле, все понравилось. «Было здорово видеть отдачу детей, как они стараются выполнять все наши задания. Хотим сказать спасибо и детям, и их классному руководителю, а также нашему любимому педагогическому институту за возможность попробовать себя и свои силы в педагогическом деле!», – поделились впечатлениями девушки.
А знаете, что юным изобретателям нравится больше всего? Стоить «машину Голдберга» – механизм, построенный по принципу домино. С помощью цепочки разнообразных действий эта конструкция выполняет простую задачу предельно сложным, вычурным и длинным путём. Концепция такого устройства появилась в начале XX века.
Создавая машину Голдберга, дети не только узнают что-то новое о законах физики, но и развивают как системное, так и творческое мышление. Ведь для создания такой машины необходимо придумать, каким должен быть идеальный конечный результат, продумать этапы достижения этого результата, какие материалы использовать, и где найти ресурсы для этого.
И если проводить аналогию с жизненными ситуациями, то именно так мы и решаем любые проблемы – зная, какой результат нас устроит, мы обдумываем, что для этого надо, и как к этому прийти.
Ведь основные задачи программы ТРИЗ, которы ставят перед собой «Волонтеры просвещения» – это развитие навыков критического мышления и решения проблем и изобретательских задач, развитие творческого потенциала детей в наиболее благоприятном для этого возрасте и формирование основы комплексного развития личности и творческого потенциала современных школьников.
И если проводить аналогию с жизненными ситуациями, то именно так мы и решаем любые проблемы – зная, какой результат нас устроит, мы обдумываем, что для этого надо, и как к этому прийти.
Ведь основные задачи программы ТРИЗ, которы ставят перед собой «Волонтеры просвещения» – это развитие навыков критического мышления и решения проблем и изобретательских задач, развитие творческого потенциала детей в наиболее благоприятном для этого возрасте и формирование основы комплексного развития личности и творческого потенциала современных школьников.