Тризологика

Путь изобретателя начинается с игры

Мы уже столько раз говорили про ТРИЗ, но помните ли вы, что значат эти четыре буквы? Пришло время освежить вашу память!

ТРИЗ – это Теория Решения Изобретательских Задач. Придумал теорию решения изобретательских задач российский изобретатель и писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Именно он сформулировал основные законы изобретательства и доказал – чтобы изобретать, не нужно быть гением. Ведь процессом создания изобретений можно управлять, изменяя стандартное мышление и видеть решение там, где остальные видят лишь проблему. Чем отличается ТРИЗ от традиционной педагогики? Тем, что дает детям гораздо больше самостоятельности.

«Волонтеры просвещения» полностью разделяют взгляды знаменитого изобретателя и уверены, что чем раньше начать прививать детям нестандартное и креативное мышление, тем успешнее будет ребенок в течение всей жизни. Именно поэтому методику ТРИЗ преподают детям младшего школьного возраста, пока ум ребенка гибок и не закостенел в традиционных знаниях.

На что лучше всего откликаются дети? На игру! Именно поэтому мастер-классы ТРИЗологики построены по принципу развлекательного занятия, во время которого ребенок под руководством педагога, но при этом самостоятельно делает выводы на основе полученных на занятии знаний.

10 мастер-классов, созданных педагогами, прошедшими курсы повышения квалификации педагогов по дополнительной профессиональной образовательной программе «Экспериментальная деятельность младших школьников на основе ТРИЗ», последовательно знакомят детей с окружающим миром. Эти курсы были организованы АНО ДПО «Волонтеры просвещения» в Марийском государственном университете на базе Федеральной инновационной площадки.

С самого первого занятия дети начинают придумывать загадки, которые являются основой будущих «противоречий», решают проблемы сказочных персонажей, знакомятся с изобретометром и учатся оценивать свои и чужие изобретательские решения. Они попадают в волшебный город будущего сами помогают его строить и развивать с помощниками – инопланетянами Проником и Мией.

За 10 занятий юные изобретатели получат практический опыт по созданию собственных проектов.

«Мир изобретений»

На этом занятии ребята знакомятся с основами и узнают, что такое изобретение, кто такие изобретатели. Они постигают такие понятия как признаки предметов и копилка предметов. Ученики знакомятся с городом изобретателей, в котором им предстоит провести немало времени, постигая окружающий мир. На вводном занятии дети решают свою первую изобретательскую задачу и получают первое домашнее задание – придумать свои собственные уникальные ручки.
«Мы играем весело и познавательно!»

На этом занятии педагог во время игры учит детей размышлять. Будущие изобретатели сами отвечают, как сделать новые изобретения и как определить уровень своего решения. На примере эволюции автомобиля и самолета ученики могут понять, как самостоятельно преобразовать предмет во что-то другое или улучшить его.
«Измеряем изобретение»

На этом занятии дети продолжают знакомиться с изобретениями и изобретательством. У изобретателей есть специальные инструменты, которыми они пользуются. С одним из них, изобретометром, дети и знакомятся. И пробуют создать новые чашки, оценивая свои изобретения с помощью полученных знаний.
«Приёмы фантазирования»

Это занятие посвящено изучению и использованию приемов фантазирования как инструмента для получения новых изобретательских решений. Например, увеличение – уменьшение, ускорение – замедление и тому подобные. Не забыты и игры, ведь именно они превращают занятие в увлекательное приключение.
«Мы – фантазёры»

На этом занятии дети узнают о том, как воображение помогает представить то, чего нет. Например, представить себе новый дом. Да не один, а целых 60! И каждый из них должен отличаться от остальных. Задачка не из легких!
«Ты и я – партнеры»

На шестом занятии дети будут учиться работать в группе. На этом занятии они узнают, что такое машина Голдберга и попытаются сделать ее самостоятельно, действуя сообща с партнерами по группе.
«Как научить двигаться неподвижные предметы»

На этом занятии дети узнают о том, что можно изобрести что-то новое, сочетая несовместимые, на первый взгляд, противоположности. Вместе с педагогом юные изобретатели найдут ответ на вопрос, какие противоречия содержатся в каждом предмете. А в качестве домашнего задания ученики должны будут изобрести движущуюся модель, соединив разные неподвижные предметы.
«Решаем с маленькими человечками»

На данном занятии ребята познакомятся с еще одним инструментом ТРИЗ – моделирование маленьких человечков. В виде человечков представлены молекулы, из которых состоит все вокруг. Именно по поведению этих маленьких героев дети знакомятся с физическими явлениями в игровой форме смогут решать проблемные задачи.
«Решаем проблемы»

На предпоследнем занятии педагог рассказывает ученикам о клубе Спасателей, который есть в городе Изобретателей. Играя в спасателей и используя алгоритм решения проблемных задач, дети помогают сказочным героям и ищут пути решения проблемных задач. А на дом получат интереснейшее задание – спасти из беды главного героя одной из любимых сказок.
«Жить, изобретая, интересней!»

10 занятие – заключительное занятие курса. На нем проводится заключительная диагностика и оценка уровня креативности детей после пройденного курса. Занятие построено на использовании полученных в рамках курса знаний в решении изобретательских задач.
После окончания курса у детей сформируется понятие об изобретательской деятельности. Кроме того, они получат основу для развития навыков критического мышления и решения проблемных и изобретательских задач. «Волонтеры просвещения» уверены, что благодаря этому курсу, состоящему их 10 мастер-классов, ребята научатся планировать свои действия, договариваться и принимать общее решение, что очень пригодится детям как во время учебы в школе, так и во взрослой жизни.

Кстати, курс «Давайте изобретать» соответствует требованиям ФГОС НОО.
Made on
Tilda